История клуба
|
Где мы летаем
|
Погода |
Мы не будем начинать
с того, что "человек с давних времён завидовал птицам и стремился подняться
в небо
" :). А сразу перейдём к основному. Итак, дельтаплан.
Многие в детстве запускали плоских летающих змеев на шнурке. Многие видели летучих
мышей, если не в живую, то хотя бы на картинках или по телевизору. Так вот,
дельтаплан своим внешним видом напоминает и то, и другое. Только вместо деревянных
планочек и папиросной бумаги (у змея) или косточек скелета и тоненькой кожицы
(у летучих мышей), дельтаплан имеет каркас из лёгких алюминиевых труб и обшивку
из прочной ткани. Приблизительно внешнее сходство дельтаплана и летучей мыши
такое:
Рис.1
А на следующем рисунке
(рис.2) показана очень упрощённо конструкция дельтаплана. На самом деле, конечно,
посложнее будет. Итак, как уже говорилось, скелет аппарата - каркас состоит
из труб. На каркас натягивается обшивка - парус, он шьётся из синтетической
ткани, которая прочная и, что не мало важно, не пропускает воздух (название
- парус не случайно, так как обшивка дельтаплана действительно похожа на два
сшитых вместе яхтенных паруса и изготавливается из такой же ткани). Плюс вся
эта конструкция может складываться (рис.3).
рис.2 |
рис.3
|
Сейчас рассмотрим строение дельтаплана подробнее.
Начнём с каркаса. Он состоит: 1. Боковые трубы (левая и правая). 2. Поперечная балка. 3. Килевая балка. 4. Мачта (у безмачтовых дельтапланов нет). 5. Трапеция. 6. Троса. 7. Латы. Наглядно это изображено на рис.4: Латы не нарисованы, чтобы рисунок не был слишком наляпанным и не понятным. Латы можно увидеть на рис.2 - это гнутые трубки расположенные параллельно килевой трубе.
|
Теперь обо всём по порядку.
1. Боковая труба (левая и правая) образует переднюю кромку крыла.
Сама труба не цельная, а состоит из нескольких частей (как правило, 3-4), которые
состыкованы между собой с помощью надевания на короткие трубки меньшего диаметра
(бужи). Составные части называются: 1-ая боковая, 2-ая боковая и консоль. Левая
и правая боковые трубы стыкуются в носовом узле, стыкуются подвижно.
2. Поперечная балка или поперечина. Не даёт складываться боковым
трубам. Так же состоит из левой и правой частей, соединённых в центральном узле.
Если соединение подвижное, то поперечина называется плавающая, если оно не подвижное
- фиксированной. Плавающую поперечину удерживает от складывания центральный
трос, который крепится к килевой балке. Поперечная балка соединяется с боковыми
трубами в боковых узлах с помощью болтов и пластин.
3. Килевая балка служит для крепления основных частей каркаса.
4. Мачта устанавливается на килевую балку и служит для крепления верхних
тросов. Может быть круглого или каплевидного сечения (для меньшого сопротивления
воздуха).
5. Трапеция представляет собой треугольник, боковые стороны которого
называются стойки, а основание - ручка управления. Она может быть
прямая или изогнута наподобие руля велосипеда, тогда ручка называется спидбар.
Стойки трапеции и спидбар могут быть как круглого, так и каплевидного сечения.
И изготавливаться из алюминия или из пластика.
6. Троса делятся на верхние и нижние, а те в свою очередь на продольные
и поперечные. Троса служат для придания жёсткости конструкции, они ограничивают
или совсем исключают движение одних элементов конструкции относительно других.
7. Латы - это тоненькие гнутые трубочки, которые вставляются
в специальные карманы, пришитые к парусу, и служат для придания профиля крыла.
8. Различные узлы предназначены для соединения отдельных элементов
конструкции:
Носовой узел.
|
Боковой узел (прав.).
|
Центральный узел поперечины.
|
Узел крепления мачты.
|
Обшивка.
Как вы уже знаете, на каркас одевается обшивка - парус. Шьётся она, как правило,
из полиэфирного полотна. На современных дельтапланах используется ткань, называемая
дакрон, реже - лавсан. Парус аппарата может состоять из одной оболочки, или
из двух, у дельтапланов с одинарной или двойной обшивкой соответственно. Наглядно
профиля крыла такие:
Одинарная обшивка.
|
Двойная обшивка (1-верхняя поверхность, 2-нижняя
поверхность).
|
Т.е. у одинарной обшивки только верхняя поверхность, у двойной есть ещё и нижняя.
Величина нижней поверхности может быть различной, в зависимости от типа аппарата,
измеряется в процентах по отношению к общей ширине крыла.
Составные части обшивки такие:
1. Верхняя поверхность.
2. Нижняя поверхность (может отсутствовать).
3. Обтекатель.
4. Задняя кромка.
5. Килевой карман.
6. Латкарманы.
История клуба
|
Где мы летаем
|