Дельталикбез
Новости
История клуба
Фотогалерея
Пилоты клуба
Наши коллеги
Где мы летаем
Погода
Форум

Особенности Национальной Буксировки
(или буксировка за пилотом химиком).
12 апреля 2002 года от РХ.

            Я: А как хорошо всё начиналось! По весеннему тёплое солнышко, кучевые облачка , а воздух наполнен пьянящим ароматом цветущих трав, деревьев и прочей живности…Сегодня у нас дебют. Первый раз в небо Украины должен подняться жесткокрыл "немецкой" фирмы Flight Design под названием AXXESS+, пилотируемый молодой легендой украинского дельтапланеризма Половым Николаем Борисовичем. Мне же досталась скромная роль наблюдателя, фотографа и прочих там помощников.
          Все мероприятие состоялось близь чудного города Херсона, гордящегося своими огромными степными просторами и прочими, старательно обработанными дельтиками- химиками, площадями. Именно такой пилот — химик со своей телегой достался нам в качестве буксировщика.
Николай: Осмотр буксировщика показал что, это типичный химик-панк.
Телега титановая, сварная исполнена в лучших традициях СССР,
в смысле сделано из того что было под рукой. На телегу навешен бак
с химией, как оказалось потом на половину полный. Крыло навешено
старое Итальянское площадью 10кв.м

             Я:Впечатление несколько удручающее, учитывая оснащение данного "пепелаца" 503 ротаксом довольно таки убитого технического состояния. В целом- настоящая рабочая лошадка, замученная тяжким трудом и несбалансированным кормлением.
          Чего не скажешь о привезённом нами жесткокрыле. В поле он выглядел
довольно таки хищным и грозным птицем. Просто прелесть…Чем мы с Колей не преминули воспользоваться устроив побегушки, отдав тем должное времени, когда каждый из нас носился по полю с дельтапланом в надежде на то, что его оценят и пустят на горку. Умаявшись и наигравшись всласть, да после осмотра места старта, наконец-то приготовились отдать должное небу.
           Первым, как всегда, должное небу отдал буксировщик, полетев на разведку погоды и показав идеальный проход над полем на высоте 40сантиметров да на скорости за 80 км/ч. Всё класс! Если не учитывать, что при установке нового винта умудрились свернуть голову одному из болтов крепления…Обнадёживающее начало.
Николай: Химики ребята без крыши, а также без дна. Они летают так экстремально что дух захватывает. Полет на телеге без спас.системы для химика норма--нет смысла ее применения на рабочей высоте 1м. Но полет в термичку на этой высоте либо мастерство , либо везение..
             Я:Выбор места старта мне показался удачным только отчасти…Утоптанная земля и соседство дороги для взлёта буксировщика - это конечно замечательно, но соседство высоковольтной линии передач (до ближайшей опоры-120 шагов) несколько напрягало.
           Но вот сборы позади….Буксировщик выкачен на исходный рубеж, Коля под аппаратом ( и даже пристёгнут!), а я трусцой передвигаюсь на исходный рубеж снайпера-фотографа в район буксировщика, дабы увековечить этот знаменательный момент в истории нашей фирмы и клуба…
           Дальше — всё как обычно на буксировке, не считая лёгкой паники и неразберихи в рядах зрителей и помощников (это и меня касается). Взревел движок, запел винт, натянулся фал - и Коля поднял жесткокрыл на плечи…
Все напряжённо замерли, а я припал к прицелу фотоаппарата, судорожно вспоминая как он снимается-то с предохранителя…Время замерло.
           После энной попытки подъёма жесткокрыла в предстартовое положение Николай посчитал момент достойным, и по его сигналу буксировщик втопил педаль газа…Натянулся фал, побежал Коля, полетел аппарат, выдав на старте приличный левый крен ( поддуло )….. И вот отрыв! Коля летит! AXXESS+ в воздухе! А буксировщик всё бежит и бежит… А что взять то с него? Ведь и в хорошие времена у него скорость отрыва никак не меньше 70 км/ч!!! А это с половиной химбака да Колей на буксире!!! Хорошо, что вообще катится…Ах нет…Таки взлетел…Со скоростью настоящего истребителя и леностью истинного бомбёра!!! И на том спасибо…
           Я в диком экстазе безперерывно жму на кнопку фотокамеры, не дожидаясь окончательной перемотки плёнки на новый кадр. Авось получится.
Да и Николай, пролетая надо мной орёт во весь голос: "..СНИМААААЙ!..". (Много позже я глубоко задумался над тем, как же он кричал-то, если рот его был занят прищепкой буксировочного замка?!?)…
           Связка "Мотодельта - Жесткокрыл" плавно ползёт в высоту, постепенно забирая влево от линии взлёта, дабы не познакомиться по ближе с высоковольткой. Слышны восторженные крики зрителей и сочувствующих…А воздух по прежнему пахнет весной….
           Только восторг быстро проходит. Странно как-то летят они. Периодически пропадает нагрузка на буксировочном тросу ( это видно по раскрытию тормозного парашюта на фале ). Да и буксировщик чего-то не очень стремится лезть в высоту, увозя Николая на сцепке всё дальше и дальше от импровизированного дельтадрома на высоте где-то чуть выше ста метров.
Набор прекратился, а потом буксир вообще начал терять постепенно набранную высоту, плавно разворачиваясь в сторону дельтадрома…
Николай: Старт проблем не вызвал, а вот дальше было интересно.
Долгая пробежка меня не смутила - ещё бы буксирует то он впервые. Далее пошёл очень плавный набор высоты с плавными колебаниями в потоках.
На высоте более ста метров ( 122 м) буксировщик прекратил набор высоты и стал уходить вниз при этом как мне кажется падала итак малая тяга двигателя.
Стало просто невозможно удерживать постоянную нагрузку на буксировочном фале , видно болтанка добавила своё слово в этот SpeedGliding (91 км/ч) за буксировщиком. Сложилось впечатление что, в буксировщике проснулся химик и мы в этой спарке пойдём на гон. На высоте около 80 м происходит то чего я никак не мог ожидать : буксировщик делает противоракетный манёвр со сваливанием на крыло и поворотом на 180 градусов просто под меня!!! .

              Я:Коля отцепился далеко…Сел на одном поле с нами -но на очень таки приличном расстоянии. И вновь как в старой доброй песне: "по ошибке зовусь я пилотом, а я- помесь орла с ишаком.." …А наш мотодельтопанк сбросил буксировочный трос над "лагерем", и совершив круг почёта сел.
           Почин был положен! Экспериментальная буксировка в принципе удалась, ведь все живы?!
           Возвращались мы в Херсон в приподнятом настроении. Всё прошло хорошо, не считая некоторых моментов, из-за которых было так плохо!
Выводы напрашивался сам собой. Первый- надо нормальный мотодельтоплан-буксировщик. Кто нибуть слышал о аэробуксировке на скоростях выше 90 км/ч???????? А ведь так и было, вместо обычных 55-70 км/ч!!!!! И это всё без возможности нормального набора высоты! Видели бы вы Колины ( да и мои ) глаза, когда уже на земле считывали показания с Колиного " Бравого Негра"…
           Второй вывод прост, как угол дома. Надо учить пилота буксировщика!
Химики до сантиметра чувствуют землю, прекрасно держат гон и владеют своей техникой как частью собственного тела, но….Привычка иметь постоянный запас скорости на гоне над полем играет в аэробуксировке отрицательный эффект! Запас нужен. Это знает любой пилот. Хотя бы 4-5 км/ч…Но буксировка на 90 — это смешно, если бы не было так печально. Кто хоть раз буксировался - тот поймёт…
           Вот такие вот у нас тут пироги с котятами! Но все приходит с опытом, и у нас ещё всё спереди! Так что наш первый блин-комом прошу считать удавшимся, пожелать нам удачных полётов и лётного долголетия!!!! И спасибо вам за это! И Вам- того- же!!!


16 апреля 2002                                                                                        †Pilot8-)RW†


P.S. И все же химики- хорошие ребята! Спасибо им за их труд и заботу!

Посмотреть фотки к этому рассказу.


Дельталикбез
Новости
История клуба
Фотогалерея
Пилоты клуба
Наши коллеги
Где мы летаем
Погода
Форум

 



Hosted by uCoz