Особенности Национальной Буксировки
(или буксировка за пилотом химиком).
12 апреля 2002 года от РХ.
Я:
А как хорошо всё начиналось! По весеннему тёплое солнышко, кучевые облачка
, а воздух наполнен пьянящим ароматом цветущих трав, деревьев и прочей
живности…Сегодня у нас дебют. Первый раз в небо Украины должен подняться
жесткокрыл "немецкой" фирмы Flight Design под названием AXXESS+,
пилотируемый молодой легендой украинского дельтапланеризма Половым Николаем
Борисовичем. Мне же досталась скромная роль наблюдателя, фотографа и
прочих там помощников.
Все мероприятие
состоялось близь чудного города Херсона, гордящегося своими огромными
степными просторами и прочими, старательно обработанными дельтиками-
химиками, площадями. Именно такой пилот химик со своей телегой
достался нам в качестве буксировщика.
Николай: Осмотр буксировщика показал что, это типичный химик-панк.
Телега титановая, сварная исполнена в лучших традициях СССР,
в смысле сделано из того что было под рукой. На телегу навешен бак
с химией, как оказалось потом на половину полный. Крыло навешено
старое Итальянское площадью 10кв.м
Я:Впечатление
несколько удручающее, учитывая оснащение данного "пепелаца"
503 ротаксом довольно таки убитого технического состояния. В целом-
настоящая рабочая лошадка, замученная тяжким трудом и несбалансированным
кормлением.
Чего не
скажешь о привезённом нами жесткокрыле. В поле он выглядел
довольно таки хищным и грозным птицем. Просто прелесть…Чем мы с Колей
не преминули воспользоваться устроив побегушки, отдав тем должное времени,
когда каждый из нас носился по полю с дельтапланом в надежде на то,
что его оценят и пустят на горку. Умаявшись и наигравшись всласть, да
после осмотра места старта, наконец-то приготовились отдать должное
небу.
Первым,
как всегда, должное небу отдал буксировщик, полетев на разведку погоды
и показав идеальный проход над полем на высоте 40сантиметров да на скорости
за 80 км/ч. Всё класс! Если не учитывать, что при установке нового винта
умудрились свернуть голову одному из болтов крепления…Обнадёживающее
начало.
Николай: Химики ребята без крыши, а также без дна. Они летают
так экстремально что дух захватывает. Полет на телеге без спас.системы
для химика норма--нет смысла ее применения на рабочей высоте 1м. Но
полет в термичку на этой высоте либо мастерство , либо везение..
Я:Выбор
места старта мне показался удачным только отчасти…Утоптанная земля и
соседство дороги для взлёта буксировщика - это конечно замечательно,
но соседство высоковольтной линии передач (до ближайшей опоры-120 шагов)
несколько напрягало.
Но
вот сборы позади….Буксировщик выкачен на исходный рубеж, Коля под аппаратом
( и даже пристёгнут!), а я трусцой передвигаюсь на исходный рубеж снайпера-фотографа
в район буксировщика, дабы увековечить этот знаменательный момент в
истории нашей фирмы и клуба…
Дальше
всё как обычно на буксировке, не считая лёгкой паники и неразберихи
в рядах зрителей и помощников (это и меня касается). Взревел движок,
запел винт, натянулся фал - и Коля поднял жесткокрыл на плечи…
Все напряжённо замерли, а я припал к прицелу фотоаппарата, судорожно
вспоминая как он снимается-то с предохранителя…Время замерло.
После
энной попытки подъёма жесткокрыла в предстартовое положение Николай
посчитал момент достойным, и по его сигналу буксировщик втопил педаль
газа…Натянулся фал, побежал Коля, полетел аппарат, выдав на старте приличный
левый крен ( поддуло )….. И вот отрыв! Коля летит! AXXESS+ в воздухе!
А буксировщик всё бежит и бежит… А что взять то с него? Ведь и в хорошие
времена у него скорость отрыва никак не меньше 70 км/ч!!! А это с половиной
химбака да Колей на буксире!!! Хорошо, что вообще катится…Ах нет…Таки
взлетел…Со скоростью настоящего истребителя и леностью истинного бомбёра!!!
И на том спасибо…
Я
в диком экстазе безперерывно жму на кнопку фотокамеры, не дожидаясь
окончательной перемотки плёнки на новый кадр. Авось получится.
Да и Николай, пролетая надо мной орёт во весь голос: "..СНИМААААЙ!..".
(Много позже я глубоко задумался над тем, как же он кричал-то, если
рот его был занят прищепкой буксировочного замка?!?)…
Связка
"Мотодельта - Жесткокрыл" плавно ползёт в высоту, постепенно
забирая влево от линии взлёта, дабы не познакомиться по ближе с высоковольткой.
Слышны восторженные крики зрителей и сочувствующих…А воздух по прежнему
пахнет весной….
Только
восторг быстро проходит. Странно как-то летят они. Периодически пропадает
нагрузка на буксировочном тросу ( это видно по раскрытию тормозного
парашюта на фале ). Да и буксировщик чего-то не очень стремится лезть
в высоту, увозя Николая на сцепке всё дальше и дальше от импровизированного
дельтадрома на высоте где-то чуть выше ста метров.
Набор прекратился, а потом буксир вообще начал терять постепенно набранную
высоту, плавно разворачиваясь в сторону дельтадрома…
Николай: Старт проблем не вызвал, а вот дальше было интересно.
Долгая пробежка меня не смутила - ещё бы буксирует то он впервые. Далее
пошёл очень плавный набор высоты с плавными колебаниями в потоках.
На высоте более ста метров ( 122 м) буксировщик прекратил набор высоты
и стал уходить вниз при этом как мне кажется падала итак малая тяга
двигателя.
Стало просто невозможно удерживать постоянную нагрузку на буксировочном
фале , видно болтанка добавила своё слово в этот SpeedGliding (91 км/ч)
за буксировщиком. Сложилось впечатление что, в буксировщике проснулся
химик и мы в этой спарке пойдём на гон. На высоте около 80 м происходит
то чего я никак не мог ожидать : буксировщик делает противоракетный
манёвр со сваливанием на крыло и поворотом на 180 градусов просто под
меня!!! .
Я:Коля
отцепился далеко…Сел на одном поле с нами -но на очень таки приличном
расстоянии. И вновь как в старой доброй песне: "по ошибке зовусь
я пилотом, а я- помесь орла с ишаком.." …А наш мотодельтопанк сбросил
буксировочный трос над "лагерем", и совершив круг почёта сел.
Почин
был положен! Экспериментальная буксировка в принципе удалась, ведь все
живы?!
Возвращались
мы в Херсон в приподнятом настроении. Всё прошло хорошо, не считая некоторых
моментов, из-за которых было так плохо!
Выводы напрашивался сам собой. Первый- надо нормальный мотодельтоплан-буксировщик.
Кто нибуть слышал о аэробуксировке на скоростях выше 90 км/ч????????
А ведь так и было, вместо обычных 55-70 км/ч!!!!! И это всё без возможности
нормального набора высоты! Видели бы вы Колины ( да и мои ) глаза, когда
уже на земле считывали показания с Колиного " Бравого Негра"…
Второй
вывод прост, как угол дома. Надо учить пилота буксировщика!
Химики до сантиметра чувствуют землю, прекрасно держат гон и владеют
своей техникой как частью собственного тела, но….Привычка иметь постоянный
запас скорости на гоне над полем играет в аэробуксировке отрицательный
эффект! Запас нужен. Это знает любой пилот. Хотя бы 4-5 км/ч…Но буксировка
на 90 это смешно, если бы не было так печально. Кто хоть раз
буксировался - тот поймёт…
Вот
такие вот у нас тут пироги с котятами! Но все приходит с опытом, и у
нас ещё всё спереди! Так что наш первый блин-комом прошу считать удавшимся,
пожелать нам удачных полётов и лётного долголетия!!!! И спасибо вам
за это! И Вам- того- же!!!
16 апреля 2002
†Pilot8-)RW†
P.S. И все же химики- хорошие ребята! Спасибо им за их труд и
заботу!
Посмотреть
фотки к этому рассказу.